,

Виды речевых расстройств

Виды речевых расстройств

Впервые нарушения речи были описаны еще древними учеными, очевидно, что они появились вместе с осознанной человеческой речью. Причем речевые расстройства могут наблюдаться в любом возрасте, хотя чаще всего они появляются в детстве. С научной точки зрения болезни, приводящие к нарушениям речи, были описаны в Древней Греции, поскольку именно там впервые появилось ораторское искусство.

Причины возникновения расстройств речи

Серьезные расстройства речи зачастую сопровождаются тем, что люде не только плохо произносят звуки, но искаженно воспринимают их. Таким образом, проблема становится комплексной, поскольку поражается не только речевой, но и слуховой аппарат. В результате ребенок или взрослый имеет проблемы не только с произношением отдельных звуков, но и построением фраз. Это позволило выделить основные причины, приводящие к речевым расстройствам:
• проблемы с различием различных звуков даже при хорошем слухе;
• повреждение речевой зоны мозга ребенка при родах (она расположена именно на макушке);
• врожденные или приобретенные дефекты органов речи, например, укороченная языковая уздечка, «волчья пасть», нестандартный прикус;
• плохая подвижность языка или губ;
• проблемы с психикой;
• социальные факторы, например, плохая речь у родных.

Медики различают нарушения речи по степени тяжести. Главным критерием является возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе. Тяжелые нарушения требуют специального подхода к обучению в соответствующих учебных заведениях.

Наиболее распространенные заболевания

К тяжелым расстройствам относится алалия – проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия при нормальном развитии органов слуха. Как правило, причина данных заболевания кроется в сложных поражениях речевых центров головного мозга ребенка. При этом ребенок, прекрасно слыша звуки, не распознает их, а потому не может воспроизвести. Это похоже на то, как обычный человек слушает речь иностранца, но не может ее точно воспроизвести.
Плохое произношение речи, вызванное проблемами нервной системы, называется дизартрия. При этом страдает не просто выговор некоторых звуков, а вся речь человека. Речь становится нечеткой, как бы смазанной, а голос тихий и слабый. В некоторых случаях наблюдается противоположный эффект – при говорении звуки выговариваются резко, вплоть до нарушения дыхания. В результате наблюдаются крайности – речь или чрезвычайно замедленна, или слишком ускорена. Часто дизартрия сопровождается нарушением моторики рук, про таких людей говорят, что они неуклюжие и неловкие. У детей с легкими формами заболевания нарушается жевательная функция, поэтому в раннем возрасте желательно давать именно ту пищу, которую нужно пережевывать, это развивает артикуляционный аппарат.
Дислалия или косноязычие – сложности в произношении отдельных звуков. Это заболевание имеет множество различных форм. Неправильное произношение «р» называют ротацизм, «л» — ламбдаизм и т.д., по аналогии с буквами греческого алфавита. Нередко затрудненное произношение нескольких звуков делает речь практически нечленораздельной.
Такое нарушение как заикание характеризуется постоянной сменой темпоритма речи и вызывается спазмами, возникающими в различных зонах речевого аппарата. Чаще всего проблема возникает у детей дошкольного возраста. Одним из основных признаков является отказ ребенка говорить, поскольку он чувствует дискомфорт. Если это происходит в течение нескольких дней, его нужно немедленно показать специалисту. Иногда причиной заикания может стать сильный испуг, травма или психологические проблемы.

Как лечить

Лечением проблем речевого аппарата нужно заниматься сразу, как только они выявляются. В школе они могут усугубиться дисграфией – нарушениями в письме. Дома желательно проговаривать вслух все действия при написании различных букв. Та же методика помогает и при нарушениях чтения вслух, поскольку про себя такие дети могут читать достаточно быстро.
Многие нарушения речи исчезают со временем, при развитии артикуляционного аппарата или после нескольких сеансов у логопеда. Тяжелые нарушения лечатся логопедами, нередко в логопедических группах детского сада. Важно вовремя обращаться за помощью, это один из основных факторов успеха.